Ваши права

Что такое ИПР

Индивидуальная программа реабилитации инвалида –это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Это означает, что в индивидуальную программу реабилитации должны быть включены все мероприятия, технические и иные средства реабилитации и реабилитационные услуги, необходимые инвалиду для ведения полноценной независимой жизни.

В начало 

Формат карты ИПР

Позже была введена новая форма ИПР, утвержденна Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2008 г. N 379н.

Карта ИПР подразделяется на несколько частей. Начинается она с подробных индивидуальных сведений об инвалиде. Этот раздел, помимо анкетных данных, включает в себя сведения:

  • об образовательном уровне (общем и профессиональном);
  • о профессиях и специальностях, квалификации и выполняемой к моменту освидетельствования работе (если таковая есть или была);
  • о группе инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности.

На основании объективных данных делается экспертное заключение и формируется реабилитационная программа.

Карта ИПР включает следующие разделы:

  1. медицинская реабилитация;
  2. социальная реабилитация;
  3. профессиональная реабилитация.
  4. Психолого-педагогическая реабилитация (для детей до 18 лет).

Медицинская реабилитация инвалидов осуществляется с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функций организма человека.

Медицинская реабилитация включает:

1. Восстановительную терапию.

2. Реконструктивную хирургию.

3. Протезирование и ортезирование.

4. Обеспечение техническими средствами медицинской реабилитации.

5. Санаторно-курортное лечение неработающих инвалидов.

В разделе “социальная реабилитация” предусмотрены:

1. информирование и консулльтирование по вопросам реабилитации,

2. оказание юридической помощи,

3. социально-психологический и социально-культурный патронаж семьи, имеющей инвалида,

4. адаптационное обучение для осуществления бытовой и общественной деятельности,

5. технические средства реабилитации для бытовой и общественнй деятельности,

6. психологическая реабилитация,

7. социокультурная реабилитация,

8. реабилитация средствами физической культуры и спорта.

Профессиональная реабилитация инвалида — это процесс и система восстановления конкурентоспособности инвалида на рынке труда.

Программа профессиональной реабилитации включает в себя следующие мероприятия и услуги:

1. рекомендации о противопоказаниях и доступных условиях и видах труда,

2. Профессиональная ориентация.

3. Профессиональное обучение (переобучение),

4. содействие в трудоустройстве,

5. технические средства реабилитации для профессионального обучения (переобучения) или труда.

Программа психолого-педагогической реабилитации для детей до 18 лет включает следующие мероприятия:

1. получение дошкольного воспитания и обучения,

2. получение общего образования,

3. психолого-педагогическая коррекционная работа,

4. технические средства реабилитации для обучения.

Итак, карта ИПР включает несколько разделов. Самыми важными являются разделы, включающие реабилитационные мероприятия по медицинской, социальной профессиональной и психолого-педагогической реабилитации. Каждый раздел состоит из двух частей. В первой намечаются мероприятия, услуги и технические средства, необходимые инвалиду для реабилитации. Вторая часть содержит сведения об исполнителях, формах реабилитации, о сроках выполнения программы и результатах проведённой реабилитации (либо причинах невыполнения программы).

В начало 

 

Где заполнить карту ИПР

Карта ИПР разрабатывается на основе решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы. Поэтому с просьбой о заполнении ИПР следует обратиться в то место, где вы получали или будете получать свидетельство об инвалидности, а именно — в местное отделение Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) — структуры, сформированной на базе прежних ВТЭКов. Найти БМСЭ можно в вашей районной поликлинике, хотя они подведомственны Министерству здравоохранения и социального развития РФ.

Впрочем, не все инвалиды приписаны к местным районным бюро МСЭ. Как правило, инвалиды по зрению приписаны к специализированным глазным бюро МСЭ и должны получать ИПР именно там.

В начало 

 

Что даёт инвалиду заполнение ИПР

ИПР — это основной механизм реабилитации инвалида, он призван обеспечивать учёт индивидуальных потребностей и адресность государственной поддержки.

В настоящее время очень многие моменты реабилитационного процесса эффективнее решаются и регулируются с представителями власти на всех уровнях при наличии у инвалида ИПР. Например, сейчас ВУЗы и ССУЗы при приёме документов от абитуриентов с инвалидностью всегда требуют ИПР; ни один инвалид не может встать на учёт на бирже труда в качестве безработного без заполненной ИПР, включающей трудовые рекомендации. Значит, без ИПР будет сложно получить образование, бесплатно приобрести новую профессию, а затем и получить работу. С помощью ИПР можно получить некоторые необходимые вам технические средства реабилитации, реабилитационные услуги, в ИПР могут быть прописаны специальные условия, которые должны для вас создать в том учебном заведении, где вы учитесь, или в той организации, где вы работаете.

В общем, сформированная для вас ИПР – это один из важных механизмов решения ваших проблем, связанных с инвалидностью.

Надо отметить, что государство не всегда может предоставить необходимую вам реабилитационную услугу. ИПР содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с Федеральным перечнем технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Поэтому в качестве исполнителя в карте ИПР можно указать не только государственную организацию. Более того, исполнителем должна быть указана та организация, которая окажет необходимые реабилитационные услуги наилучшим образом. Если вы уже оплатили реабилитационные услуги или приобрели технические средства реабилитации, указанные в карте ИПР, государство обязано возместить ваши затраты.

В начало 

 

Процедура заполнения карты ИПР

В Положении о признании лица инвалидом, утверждённое Постановлением Правительства от 13 августа 1996 г. № 965, сказано, что ИПР должна быть разработана в 30-дневный срок после установления инвалидности автоматически, без всяких заявлений.

Однако сейчас на практике существует следующий порядок.

Для получения ИПР Вам необходимо обратиться к Вашему лечащему врачу с просьбой дать направление в бюро МСЭ.

Вместе с направлением лечащего врача следует подать в бюро МСЭ в двух экземплярах заявление следующего образца.

В ФГУ бюро медико-социальной экспертизы__________ района

от________________________________________________

(Ф.И.О. полностью)

инвалида____группы, проживающего по адресу: __________________________________________________

(индекс и адрес без сокращений)

телефон: ______________

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу разработать для меня индивидуальную программу реабилитации.

Дата________________ Подпись _________________

Один экземпляр заявления вместе с направлением передаётся в бюро МСЭ.

Для возможности проконтролировать процесс разработки ИПР следует продублировать заявление. На втором экземпляре, остающемся у инвалида или его законного представителя, должна содержаться следующая запись:

Документы для разработки ИПР получены бюро МСЭ.

____________ ____________ ______________

Дата Должность Подпись

В заявлении вам целесообразно указать мероприятия, средства и услуги по всем трём видам реабилитации (медицинской, профессиональной и социальной), в которых вы нуждаетесь для обеспечения вам равных возможностей с другими гражданами. Часто в органах МСЭ существует типовая форма заявления, в которую ничего невозможно вписать. В таком случае полезно написать все ваши пожелания в приложении и приписать в заявлении: «Прошу учесть рекомендации в приложении».

К заявлению полезно приложить заключения экспертов или рекомендации специалистов, которые предоставляют вам реабилитационные услуги, поскольку зачастую специалисты МСЭ не обладают полной информацией о ваших потребностях и достаточной квалификацией для определения вашего реабилитационного потенциала.

Учтите, что за разработкой ИПР можно обращаться в бюро МСЭ не только в период переосвидетельствования. Карта ИПР составляется ежегодно, в том числе в тех случаях, когда инвалидность установлена без срока переосвидетельствования.

ИПР должна быть разработана не позднее месячного срока со дня подачи письменного заявления.

Хотя, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 №965, органы МСЭ обязаны разработать ИПР для каждого инвалида. Однако иногда специалисты БМСЭ предлагают родителям детей-инвалидов (или самим совершеннолетним инвалидам) подписать отказ от составления индивидуальной программы реабилитации, мотивируя этот шаг нецелесообразностью, неэффективностью реабилитации либо отсутствием технических средств, услуг, материальных ресурсов, необходимых для исполнения ИПР. Подобное требование со стороны органов МСЭ противозаконно.

Как поступать в случае противоречий с БМСЭ по заполнению карты ИПР?

Инвалид должен расписаться в каждом разделе ИПР, выражая тем самым согласие со списком предложенных реабилитационных мероприятий. В случае несогласия с содержанием ИПР (не все рекомендации учтены или указан не тот исполнитель), в графе для подписи надо написать: “С содержанием карты ИПР не согласен” и указать причину. Действия и решения бюро МСЭ инвалид может обжаловать путём подачи заявления в Главное бюро МСЭ региона. К заявлению прикладывается копия ИПР. На основании обследования и бесед с инвалидом делается заключение по спорным вопросам. Если претензии обоснованы, то формируется новая карта ИПР с новыми рекомендациями, подписывается председателем экспертной комиссии и заверяется печатью ГБМСЭ региона.

Решение ГБМСЭ региона может быть в месячный срок обжаловано в федеральное бюро медико-социальной экспертизы, а далее в Министерство здравоохранения и социального развития.

На любой стадии этого процесса можно обратиться в суд.

Объём реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного Федеральным перечнем технических средств предоставляемых инвалиду.

Инвалид (или его законный представитель) может отказаться от ИПР в целом или от реализации отдельных её частей. Это освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, от ответственности за её исполнение и лишает инвалида права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

В начало 

 

Ещё раз о назначении и структуре карты ИПР

Представим себе, что сформированная для вас ИПР отражает все необходимые мероприятия, услуги и технические средства. Перед вами встаёт вопрос, как полноценно реализовать данную программу. Для решения этого вопроса целесообразно разобраться в вопросах о правах и обязанностях государства и человека с инвалидностью в процессе исполнения ИПР.

В соответствии с Законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (ст. 11) ИПР “является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности”. Это значит, что государственные организации и учреждения, статус которых позволяет способствовать реализации ИПР, не имеют права отказаться от её исполнения.

Однако для самого инвалида в соответствии со ст. 11 указанного Закона ИПР имеет рекомендательный характер. Это значит, что если вы не хотите участвовать в мероприятиях, получать услуги или технические средства, внесенные в ИПР, вы можете отказаться от них.

В начало 

 

Что следует за отказом инвалида от исполнения ИПР?

Отказ инвалида от исполнения индивидуальной программы реабилитации в целом или от отдельных её частей освобождает государственные органы и другие организации от обязанности участвовать в её реализации.

Однако возможна и менее жёсткая тактика. Помня, что для инвалида ИПР носит не обязательный, а рекомендательный характер, после подписания карты ИПР вы можете просто не обращаться в организации, которые предоставляют включенные в ИПР реабилитационные услуги или выдают технические средства реабилитации. В этом случае вы оставляете себе возможность в течение срока действия ИПР изменить решение и воспользоваться своими законными правами.

В начало 

 

Выбор исполнителя ИПР.

Ключевым пунктом при заполнении карты ИПР является выбор её исполнителей. Исполнитель указывается в графе напротив каждого реабилитационного мероприятия. В связи с новой формой ИПР немного меняется порядок указания исполнителя того или иного реабилитационного мероприятия. Раньше исполнителя всегда указывало бюро МСЭ, сейчас МСЭ указывает лишь часть исполнителей, например при обеспечении техническими средствами реабилитации исполнителя указывает исполнительный орган фонда социального страхования, также исполнителей некоторых мероприятий указывает местный орган соц.защиты.

Инвалиду или его законному представителю следует помнить, что задачей реабилитации, в соответствии со ст. 9 ФЗ “О социальной защите инвалидов”, является устранение или возможно более полная компенсация ограничений жизнедеятельности, вызванных инвалидностью. Поэтому в качестве исполнителей ИПР следует выбирать те организации либо тех лиц, которые справятся с поставленной задачей наилучшим образом. Ими могут быть как государственные, так и негосударственные организации любых форм собственности.

Рассмотрим возможные варианты участия специалистов бюро МСЭ и людей с инвалидностью (либо их законных представителей) в выборе исполнителей ИПР.

1. Исполнители ИПР — конкретные государственные учреждения.

Обычно органы МСЭ или другой орган, в качестве исполнителей ИПР предлагают одно или ряд конкретных государственных учреждений, которые, по их мнению, предоставляют необходимые услуги или средства реабилитации. Если вы считаете, что предложенные органами МСЭ организации могут исполнить ИПР на должном уровне, вы можете использовать предоставленную возможность.

После прохождения курса реабилитации или предоставления технических средств организация — исполнитель ИПР делает отметку о выполнении мероприятий в карте ИПР.

Услуги по ИПР предоставляются государственными учреждениями инвалиду бесплатно.

Однако закон оставляет за вами право самим выбрать исполнителя ИПР вместо предложенного БМСЭ учреждения.

2. Исполнители ИПР – не конкретные организации, а учреждения определённого типа.

Органы МСЭ или другие органы могут в качестве исполнителей назвать не конкретные организации, а организации определённого типа, решающие задачи обучения или социальной реабилитации в отношении инвалидов (например, “центр социального обслуживания” или “школа ___ вида”).

На практике подобные организации далеко не всегда берутся за решение поставленных перед ними реабилитационных задач. Поэтому для начала можно (заказным письмом по почте) запросить потенциальных исполнителей о возможности получения услуг в рамках ИПР на их базе. Если назначенная исполнителем ИПР организация не в состоянии предоставить необходимые вам услуги, можно получить от неё отказ (желательно в письменной форме).

При этом вы имеете право в качестве исполнителя ИПР сразу выбрать и какую-либо иную организацию.

3. Самостоятельный выбор инвалидом исполнителя ИПР.

Важно отметить, что отказ от организации, указанной в ИПР в качестве исполнителя, не является отказом от комплекса мероприятий, рекомендуемых индивидуальной программой реабилитации: согласно ст. 11 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», “инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации”. Из этого следует, что инвалид (или его законный представитель) может выбрать исполнителя ИПР по своему усмотрению. Критерием выбора исполнителя мероприятий в рамках ИПР является возможность полноты реализации программы с его помощью. Исходя из этого, исполнителем ИПР может стать как государственная, так и негосударственная организация, способная наиболее успешно реализовать разработанную для вас органами МСЭ программу, вне зависимости от того, вписана ли она специалистами БМСЭ в карту ИПР.

В начало 

 

Согласование выбора исполнителя ИПР с органами МСЭ.

Органы МСЭ могут согласиться с вашими доводами, воспользоваться полученными рекомендациями независимых специалистов и внести предложенных вами исполнителей в карту ИПР.

Однако на практике специалисты бюро МСЭ в ряде случаев не соглашаются возложить ответственность за исполнение ИПР на негосударственные организации.

Вне зависимости от положительного решения органов МСЭ вы имеете право проходить рекомендованный ИПР курс реабилитации в том учреждении, которое подходит именно вам.

В начало 

 

Кто возьмет на себя расходы на реабилитацию в рамках ИПР?

В Федеральном Законе “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” утверждается следующее: “Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрёл соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счёт, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического или иного средства, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду”. Это означает, что если родитель ребёнка с инвалидностью (или сам инвалид) приобрёл техническое средство или оплатил услугу, внесенную в ИПР, он имеет право получить компенсацию затраченных на это средств. На этом вопросе стоит остановиться подробнее.

Прежде всего, надо отметить, что в ИПР включаются как реабилитационные мероприятия, которые предоставляются бесплатно (оплачиваются государством), так и те, которые оплачивает сам инвалид. По закону бесплатно предоставляются те технические средства и услуги, которые включены в федеральный перечень технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Данный перечень был утвержден Правительством, и , к сожалению, его содержание довольно скудно. Просмотрев данный документ можно сказать, что государство берет на себя оплату самого минимального набора технических средств и услуг. В некоторых регионах уже давно были приняты региональные программы реабилитации инвалидов. Включенные в них технические средства и услуги предоставляются инвалидам бесплатно за счёт средств данного региона. Региональные программы должны действовать и после 1 января 2005 г.

В начало 

Получение компенсации затрат на услуги в рамках ИПР.

Возмещение затрат на услуги, полученные в рамках ИПР, должны производить территориальные органы фонда социального страхования.

Напомним ещё раз, что право на компенсацию расходов на реализацию ИПР дают только документально оформленные договорные отношения с реальным исполнителем ИПР, подкреплённые доказательством факта оплаты средств реабилитации и реабилитационных услуг. Если организации (специалисты), которые оказывают вам платные реабилитационные услуги, предпочитают получать деньги без оформления отношений и не проводят плату за занятия через бухгалтерию (либо не выдают расписок об оплате), вопрос о компенсации понесённых вами расходов органами соцзащиты рассматриваться не может.

Взаимодействие инвалидов, рассчитывающих на законную компенсацию понесённых в процессе реализации ИПР расходов, и органов ФСС должно быть аккуратным, чётким и взаимно корректным. По прошествии очередного периода реабилитации вы можете обратиться в территориальный орган ФСС с заявлением о выплате компенсации, форма которого может быть примерно следующей:

В отделение фонда социального страхования (название города, района, области)

От _____________________, проживающего по адресу: (указать индекс и адрес)

Заявление

На основании ст. 11 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” прошу компенсировать расходы, понесенные мной в рамках исполнения Индивидуальной программы реабилитации №_____, выданной БМСЭ №____ “__” ___________200 г., в сумме ____________ руб. _______ коп.

Рекомендованные мероприятия были осуществлены в (название организации или фамилия и инициалы независимого специалиста – реального исполнителя ИПР).

Приложения:

1. Копия карты ИПР.

2. Копии договоров об оказании услуг.

3. Копии квитанций (расписок) об оплате услуг.

Дата

Подпись

Оригиналы всех документов остаются у вас.

Заявление можно оставить в канцелярии органа ФСС, попросив принявшего его сотрудника расписаться на втором экземпляре и проставить входящий номер. Также возможно не посещать организацию ФСС лично, а отправить заявление и все необходимые приложения заказным письмом с уведомлением о вручении.

Если в течение месяца ответа не поступит или вы получите отказ в выплате компенсации, вы можете написать жалобу в вышестоящий орган ФСС.

Отказ в выплате компенсации со стороны вышестоящих органов завершает этап взаимодействия инвалида или его представителя с ФСС на добровольной основе. Следующим шагом на пути получения компенсации расходов на реализацию ИПР может стать обращение в суд с жалобой на бездействие органов фонда социального страхования и требованием компенсировать на законном основании понесённые инвалидом или его родителями расходы.

Родителям ребёнка-инвалида (либо взрослым людям с инвалидностью) следует понимать, что обращение в суд не свидетельствует о вашем желании создать конфликтную ситуацию. Напротив, грамотно аргументированные обращения представителей инвалидов в суд помогут сотрудникам государственных служб обратить внимание на проблему и всесторонне осознать свои установленные законом обязанности.

С другой стороны, пока мы рассматриваем такую деятельность как правозащитную, на данный момент есть совершенно противоположные решения суда по таким делам (правда ответчиком выступали территориальные органы соцзащиты, поскольку до 1 января 2005 г. Компенсации должны были выплачивать именно они), поэтому, рассчитывая на победу, надо быть готовым и к поражению. Но если мы не будем сами бороться за свои права, политика государства по отношению к нам не изменится.

В начало 

Законодательные акты, регулирующие вопросы формирования и реализации ИПР.

Впервые ИПР, как, впрочем, и само понятие «реабилитация инвалидов» (статья 9) упоминается в Федеральном законе №181 “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” от 24 ноября 1995 г. Помимо ст. 11 данного закона, полностью посвящённой Индивидуальной программе реабилитации, ИПР также упоминается в ст. 8 (“Государственная служба медико-социальной экспертизы”), ст. 18 (“Воспитание и обучение детей-инвалидов”), ст. 19 (“Образование инвалидов”), ст. 23 (“Условия труда инвалидов”), ст. 25 (“Порядок и условия признания инвалидов безработными”), ст. 29 (“Санаторно-курортное лечение инвалидов”) и ст. 32 (“Ответственность за нарушение прав инвалидов. Рассмотрение споров”).

ФЗ “О социальной защите инвалидов” даёт определение ИПР, информацию о том, что ИПР разрабатывается Федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, а также что основные права инвалидов на образование, создание необходимых условий труда, санаторно-курортное лечение, а детям-инвалидам на воспитание и обучение обеспечиваются в соответствии с ИПР. Кроме того, инвалид не может быть признан безработным гражданином без заполненной ИПР, а все споры по поводу реализации ИПР разрешаются в суде. Обратите внимание на такие важные моменты, отмеченные в данном Законе, как обязательность исполнения ИПР соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности; помните и о том, что инвалид сам вправе выбирать виды технических и иных средств реабилитации и реабилитационных услуг, а в случае самостоятельной их оплаты получить компенсацию в денежной форме.

Также, правовой основой формирования ИПР являются нормативные документы, принятые в целях реализации ФЗ о социальной защите инвалидов:

Правовой основой реализации ИПР кроме норм Закон о социальной защите инвалидов является

  1. Положение о признании лица инвалидом, утв. Постановлением правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 965,
  2. Постановление Правительства РФ от 16 декабря 2004г. N805 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы»,
  3. Приказ министерства Здравоохранения и социального развития РФ от от 29 ноября 2004 г. N 28 7,
  4. Распоряжение Правительства РФ от 21 октября 2004 г. N 1343-р, “Примерное положение о реабилитационном учреждении” (приложение к постановлению Минтруда России, Минздрава России, Минобразования России от 23 декабря 1996 г. №21/417/515).

Также существуют законы, которыми установлены некоторые права инвалидов, реализации которых поможет заполнение ИПР:

  1. Основы законодательства РФ “Об охране здоровья граждан” (приняты Верховным Советом РФ 22 июля 1993 г.);
  2. Закон РФ “О занятости населения в Российской Федерации” (в редакции от 22 марта 1996 г.);
  3. Закон РФ “Об образовании” (в редакции от 13 января 1996 года).

После заполнения карты ИПР инвалид либо его законный представитель прибегают к помощи различных организаций для выполнения направленных на реабилитацию мероприятий в рамках ИПР.

Механизм реализации ИПР на настоящий момент не отработан, поэтому на практике препятствия для индивидуальной реабилитации инвалида возникают на каждом шагу — от момента составления ИПР до процедуры её исполнения, в том числе связанной с компенсацией расходов на реабилитацию инвалидов.

Вопросы, связанные с реализацией ИПР, решаются как в договорном порядке, так и в судебном. Сложившейся практики судебного решения подобных дел пока не существует, но прецеденты выигранных дел о компенсации понесённых инвалидом или его семьей расходов на реабилитацию по Москве и Московской области уже имеются.

Надо также помнить, что сейчас идет тенденция на заполнение ИПР каждому человеку с инвалидностью, но в ИПР прописываются не все те услуги и технические средства, которые нужны инвалиду, а те, которые может предоставить государство. На данный момент нам кажется, что люди с инвалидностью должны работать над тем, чтобы сломать эту тенденцию, ведь ИПР будет полезной только тогда, когда за осносу при ее разработке будут взяты потребности каждого конкретного человека, а не возможности государства.

В начало 

О досрочной замене ТСР

В последнее время в адрес юристов участились вопросы со стороны родителей детей, использующих инвалидную коляску, сталкиваются с проблемой ее замены. Ребенок растет, следовательно, и коляску необходимо менять с учетом его роста и физического развития. Дети не растут «по шаблону», а значит, нельзя установить унифицированный срок замены технических средств реабилитации и ожидать, что он подойдет всем. Иногда даже одиннадцатилетнему ребенку нужна «взрослая» коляска.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ издало Приказ от 21 августа 2008 г. N 438н «Об утверждении порядка осуществления и формы заключения медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий», в котором говорится о том, что уполномоченный орган в 15-дневный срок со дня получения заявления о проведении медико-технической экспертизы производит экспертную оценку состояния работоспособности технического средства (изделия) и его соответствия требуемым функциональным параметрам, медицинскому назначению и клинико-функциональным требованиям.

То есть, можно посредством  медико-технической экспертизы  доказать необходимость досрочной замены технического средства реабилитации не только в случаях поломки, но и при  несоответствии требуемым функциональным параметрам, медицинскому назначению и клинико-функциональным требованиям и, следовательно, добиться ее досрочной замены.

Таким образом, для начало необходимо подать заявление, в орган, занимающийся обеспечением ТСР с просьбой досрочной замены. Этот орган назначает в соответствии с вышеупомянутым Приказом Министерство здравоохранения и социального развития назначает медико-техническую экспертизу, которая выносит свое решение, которое и должно быть исполнео.

С полным текстом Приказа можно ознакомиться на сайте Министерства здравоохранения и социального развития: http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/protection/9

В начало 

Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации

Утвержден

приказом Минздравсоцразвития России

от 31 января 2011 г. № 57н)
(с изменениями от 8 сентября 2011 г.)

1. Настоящий порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяет правила выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, которые должны быть предоставлены инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»* (далее — компенсация), и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.

2. Компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном статьей 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 42, ст. 5005; 2008, № 30 (ч. 1), ст. 3597; № 52 (ч. 1), ст. 6236), полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации (далее — уполномоченные органы) по месту жительства инвалида.

3. Компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.

Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в целях определения размера компенсации за технические средства реабилитации (изделия), приобретенные инвалидами (ветеранами) за собственный счет, и (или) оплаченные за счет собственных средств услуги по их ремонту, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 июля 2011 г. № 823н*, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией.

4. Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации и (или) оказание услуги (конкурса, аукциона, запроса котировок), информация о котором располагается на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по электронному адресу: http//:www.zakupki.gov.ru, проведенного уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В случае если уполномоченным органом размещение заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурс, аукцион, запрос котировок) не проводилось либо процедура размещения заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурс, аукцион, запрос котировок) не состоялась, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурса, аукциона, запроса котировок), информация о котором размещается уполномоченным органом на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по электронному адресу: http//:www.zakupki.gov.ru, проведенного любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.

В случае если уполномоченными органами размещение заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурс, аукцион, запрос котировок) на территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, не проводилось либо процедура размещения заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурс, аукцион, запрос котировок) не состоялась, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурса, аукциона, запроса котировок), информация о котором размещается уполномоченным органом на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по электронному адресу: http//:www.zakupki.gov.ru, проведенного любым уполномоченным органом, расположенным в пределах территории Российской Федерации.

Уполномоченные органы могут направлять запрос о последнем по времени размещения заказе на поставку соответствующего технического средства реабилитации и (или) оказание услуги (конкурсе, аукционе, запросе котировок) в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Фонд социального страхования Российской Федерации в течение 5 дней со дня поступления запроса уполномоченного органа предоставляет информацию о последнем по времени размещения заказе на поставку технического средства реабилитации и (или) оказание услуги (конкурсе, аукционе, запросе котировок) в пределах федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, или в пределах территории Российской Федерации.

Информация об итогах размещения заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурса, аукциона, запроса котировок), проведенного уполномоченным органом, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет располагается на официальных информационных ресурсах Фонда социального страхования Российской Федерации и уполномоченного органа.

5. Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им следующих документов:

документа, удостоверяющего личность;

индивидуальной программы реабилитации инвалида;

страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС).

Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации.

6. Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации.

7. Определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида, стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку технического средства реабилитации и (или) услуги, а также документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги.

В случае если фактическая стоимость технического средства реабилитации и (или) услуги меньше, чем размер компенсации, определенный по итогам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации и (или) оказание услуги (конкурса, аукциона, запроса котировок), компенсация выплачивается исходя из затрат инвалида в соответствии с предоставленными документами, подтверждающими расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оплаты оказанной услуги.

8. Уполномоченный орган по запросам граждан предоставляет информацию о размере компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу в соответствии с законодательством Российской Федерации о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации.

* С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 9 декабря 2010 г. № 351-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» и статьи 11 и 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который вступает в силу с 1 февраля 2011 г.

** Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 28 сентября 2011 г. № 21907

 В начало 

Заявление на параподиум МСЭ (образец)

в Федеральное государственное учреждение “Главное бюро медико-социальной экспертизы по региону”

Россия, адрес.

От Ф.И.О.

Адрес:

 Тел.:

ЗАЯВЛЕНИЕ

о признании нуждающимся в обеспечении техническим средством реабилитации

Я, Ф.И.О (19ZX года рождения), являюсь инвалидом первой группы (третья степень ограничения способности к трудовой деятельности). Инвалидность установлена пожизненно. В настоящее время могу передвигаться только в инвалидном кресле-коляске.

На основе оценки стойких расстройств функций моего организма, обусловленных последствиями травмы (заболеваниями, дефектами), Врачебная комиссия Поликлиники № установила необходимость предоставления мне в целях компенсации (устранения) стойких ограничений жизнедеятельности такого технического средства реабилитации, как аппарат на нижние конечности и туловище, а именно –

Опоры нижних конечностей и туловища, для обеспечения вертикализации и передвижения инвалидов – аппарат ортопедический “Динамический параподиум”.

Указанное изделие имеет:

  • Регистрационное удостоверение № ФСЗ 2009/04194 от 17 апреля 2009 года, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития; срок действия не ограничен;
  • Декларацию о соответствии; срок действия с 23 апреля 2012 года по 23 апреля 2015 года;
  • Сертификат соответствия № РОСС PL.ИМ34.Н00309, выданный Госстандартом России; срок действия с 23 апреля 2012 года по 23 апреля 2015 года.

Изделие отвечает требованиям ГОСТ P 50444-92 (р. 3, 4), ГОСТ P 51632-2000.

Государство в статье 10 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (ред. от 30 ноября 2011 года) гарантирует инвалидам получение технических средств и услуг, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счёт средств федерального бюджета.

Правительство Российской Федерации Распоряжением от 30 декабря 2005 года № 2347-р утвердило Федеральный перечень ТСР (ред. от 12 ноября 2010 года). В Федеральном перечне ТСР в числе технических средств реабилитации, которые предоставляются инвалиду, в частности, указаны следующие их виды: протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы (пункт 8).

Правительство Российской Федерации Постановлением от 7 апреля 2008 года № 240 утвердило Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации <…> (ред. от 16 апреля 2012 года)[1].

Правила обеспечения ТСР устанавливают, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, предоставляемых инвалиду за счёт средств федерального бюджета, осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (абзац первый пункта 2).

Индивидуальная программа реабилитации инвалида, согласно части 2 статьи 11 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в РФ”, является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации, согласно пункту 16 Правил обеспечения ТСР, осуществляется за счёт средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации. В случае передачи полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам субъектам Российской Федерации финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов  Российской Федерации осуществляется за счёт субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

Правом давать разъяснения по вопросам применения Правил обеспечения ТСР наделено Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года № 240).

Минздравсоцразвития РФ в письме от 23 сентября 2009 года № 18-4/3171 разъясняет, что “Динамический параподиум”, основной функцией которого является обеспечение опоры инвалида при ходьбе и поддержание его ортоградной позы, квалифицируется в качестве ортопедического аппарата – ортеза. Отмечается, что “Динамический параподиум” является техническим средством реабилитации, которое предназначено для активной реабилитации и передвижения (самостоятельного хождения) без использования других вспомогательных средств больными с травмами спинного мозга (в том числе шейного отдела), ДЦП и другими различными неврологическими нарушениями, вызывающими полный или частичный паралич верхних и нижних конечностей[2].

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28 июля 2011 года № 823н утверждена Классификация технических средств реабилитации (изделий) в рамках Федерального перечня ТСР <…> (ред. от 27 декабря 2011 года). Согласно данной Классификации, к техническим средствам реабилитации, указанным в пункте 8 Федерального перечня ТСР, относится, в частности, такой их вид, как:

  • аппараты на нижние конечности и туловище (номер 8-92), а именно – по наименованию:

ü  аппарат на нижние конечности и туловище с полукорсетом;

ü  аппарат на нижние конечности и туловище с полукорсетом, в том числе обеспечивающий реципрокную походку;

ü  аппарат на нижние конечности и туловище, в том числе с дополнительными функциями;

ü  динамический параподиум.

——

На основании изложенного выше прошу:

  • внести в мою Индивидуальную программу реабилитации инвалида запись о нуждаемости в таком техническом средстве реабилитации, как аппарат на нижние конечности и туловище (“Динамический параподиум”); исполнитель – Фонд социального страхования Российской Федерации (местный орган социальной защиты субъекта Российской Федерации).

“_____” _______________ 2012 года.                    _____________ / Фамилия И.О.

 

Приложения:

  • Копия заполненных страниц паспорта.
  • Справка об инвалидности (копия).
  • Справка из Поликлиники.
  • Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования инвалида (копия).
  • Сертификат соответствия на Опоры нижних конечностей и туловища, для обеспечения вертикализации и передвижения инвалидов – аппарат ортопедический “Динамический параподиум” № РОСС PL.ИМ34.Н00309, выданный Госстандартом России (копия, на 3 стр.).
  • Декларация о соответствии (копия, на 2 стр.).
  • Регистрационное удостоверение на Опоры нижних конечностей и туловища, для обеспечения вертикализации и передвижения инвалидов – аппарат ортопедический “Динамический параподиум” № ФСЗ 2009/94194 от 17 апреля 2009 года, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (копия, на 2 стр.).

 


[1] Далее по тексту – Правила обеспечения ТСР.

[2] См. также: письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 30 июня 2009 года № 01-12783/09; письмо Федерального медико-биологического агентства от 3 декабря 2009 года № 32-024/965.

 В начало 

Методические рекомендации по установлению медицинских показаний и противопоказаний при назначении специалистами медико-социальной экспертизы технических средств реабилитации инвалида и методика их рационального подбора. Скачать здесь

В начало

Ежемесячные выплаты по уходу за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы

Установить с 1 января 2013 г. ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы (далее — ежемесячные выплаты):
а) родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) — в размере 5500 рублей;
б) другим лицам — в размере 1200 рублей.

Узнать всё о выплатах.

В начало

 

Материал подготовлен юристами РООИ "Перспектива"